Эксцентричность - другое видение мира Сальвадора Дали

Содержание:


Одни ценители искусства не понимают творчества сумасшедшего, на их взгляд, Сальвадора Дали, другие боготворят его работы и видят мир сквозь призму образов художника, но и те и другие едва ли откажутся от мысли посетить полный неожиданностей уникальный и удивительный театр-музей Дали, в котором царствует свобода, отсутствуют экскурсоводы и оживают странные экспонаты.

Расположена эта Мекка сюрреализма в скромном испанском городке Фигерас, в котором родился, начал постигать азы мастерства, провел последние 14 лет жизни и умер великий мистификатор и оригинал Сальвадор Дали.

театр-музей Дали 


История возникновения музея


Изгнанный из Академии художеств за высокомерное отношение к преподавателям, разругавшийся с семьей из-за женитьбы на разведенной русской красавице Гале, занимавшийся дизайном и скандальными акциями в США и имевший коммерческий успех гений сюрреализма С. Дали выслушал просьбу мэра Фигераса подарить родному городу свою картину и в ответ «украсил» его самым странным музеем планеты.

Принесший Фигерасу мировую славу в высшей степени экстравагантный музей Дали решено было возвести на месте лежавшего в руинах городского театра «Принсипаль», в стенах которого прошла первая выставка картин будущего короля эпатажа.

Дали и Гала 

Создаваемый на протяжении 14-ти лет театр-музей, в котором абсолютно все было сделано по эскизам мастера, представляет собой самое масштабное сюрреалистическое произведение Дали, полностью наполненное его менее крупными художественными творениями аналогичного направления.

Узнать очертания театра-музея Дали в городе Фигерас не составит особого труда, ведь это строение разительным образом отличается от покрытых налетом патриархальности иных местных построек.


Контрастирующий красным «облачением» со спокойным «нарядом» соседних зданий «дворец» Дали с изящной башней Гaлaтеи инкрустирован золотыми булочками и увенчан вереницей огромных белоснежных яиц, золотыми статуями древнеегипетских жрецов и колоритным прозрачным геодезическим куполом.

театр-музей Дали 


Главное не заблудиться!


Для того чтобы попасть внутрь бесподобного театра-музея Дали, сначала нужно подняться с улицы Жонкера по лестнице, украшенной причудливой дырявой скульптурой «Памяти Ньютона», показывающей физика в момент озарения. Сразу за Ньютоном разворачивается пространство крошечной площади Дали-Гала, где на постаменте из машинных шин установлен памятник живописцу Жaн-Луи Эрнест Мейсонье, чье искусство очень импонировало Сальвадору.

Дальнейшее движение по прямой приводит гостей в уютный внутренний дворик театра-музея Дали, изобилующего золотистыми статуэтками музы художника, под пристальными очами которых разворачивается инсталляция «Дождливое такси».

Дождливое такси 


Дождливое такси во внутреннем дворике


Центральной фигурой композиции является автомобиль кадиллак, на капоте которого установлена черная статуя «Великая Эсфирь», скрепленная цепями с возвышающейся на заднем фоне колонной из автошин, завершающейся скульптурой «Раб» и перевернутой лодкой с застывшими каплями.

Кстати, любой желающий может оживить эту замысловатую картину, достаточно всего лишь, опустить в специальное устройство монетку, и из лодки польется дождь, который просачивается через крышу автомобиля и мочит сидящих внутри нее шофера и двух пассажиров, прекрасно просматриваемых через разбитое боковое стекло.

Осмотрев декорированный костями и корягами, сантехникой и обломками мебели, коваными изделиями и плющом фасад трехэтажного музея Дали, можно наконец проникнуть внутрь театра и начать знакомство с разделенным на дополнительные уровни, суетливым и лишенным границ сюрреалистическим царством, сотканным из абсурда, сновидений, кошмаров и галлюцинаций.

внутренний двор 

Войдя в первое фойе музея, стоит перевести взор на росписи Дали, изображающие художника и его музу, моющих золото в Фигерасе, а уже после отправиться по любому переходу в наполненные фантазийными сюрпризами, скульптурами, картинами причудливой мебелью, фресками и голограммами залы.

Приютивший свыше полутора тысяч произведений Сальвадора Дали театр-музей предлагает гостям посетить отдел эротики, а затем наведаться во «Дворец ветра», где размещается никогда не использованная по назначению мастерская художника, а также спальня, в которой ни разу не спал творец, но зато стоит кровать, привезенная сюда из парижского борделя.


Куда же стоит обязательно заглянуть?


В находящемся в башне Галатеи выставочном центре появится возможность рассмотреть созданные Дали тридцать шесть ювелирных изделий из золота и драгоценных камней, в которых чувствуется парадоксальное мышление творца.

ювелирные изделия 

Зал шедевров

Изобилующий написанными Дали картинами в духе импрессионизма, футуризма, кубизма и сюрреализма театр-музей располагает «Залом шедевров», где представлены собиравшиеся Сальвадором произведения таких художников, как Эль-Греко, Гойя, А. Питчот, Э. Вальес, М. Дюшан, и других.

Зал Траяна

Побывав в «Зале Траяна», запечатлев в кадре сложенную из комодных ящиков Венеру Милосскую, висящую под потолком страшную старушку и мешки с мусором, визитеры могут продолжить путешествие по лабиринтам буйного воображения Дали.

Комната Мэй Уэст

Большой ажиотаж у посетителей театра-музея Дали вызывает закрытая занавесками примечательная комната Мэй Уэст, с двумя одинаковыми по размеру картинами, камином, диванчиками в форме женских губ и размещенной на потолке перевернутой ванной комнатой. Однако чтобы понять истинное назначение присутствующих в комнате предметов, необходимо подняться на небольшое возвышение, где красуется верблюд с вмонтированной в брюхо уменьшительной линзой. Посмотрев на комнату сквозь нее, публика приходит в восторг, ведь ей становится очевидным, что картины — это глаза, камин — нос, диван — рот, а занавески — волосы дивного лица скандальной американской кинозвезды Мэй Уэст.

 Комната Мэй Уэст

А вообще в музее-театре Дали можно обнаружить массу подобных иллюзорных превращений. Например, двойные спектроскопические картины, в число которых входят копия картины-трансформатора «Галлюциногенный тореро», где из выстроившихся в ряд Венер Милосских складывается лицо тореадора Манолете, и голограмма, где три игрока в карты постепенно модифицируются в картину Веласкеса «Менины».

Исчезающее изображение

Еще одно оптическое творение театра-музея, на котором есть ссылка на Веласкеса, называется «Исчезающее изображение», где запечатлен прославленный испанский живописец, с легкой руки Дали при пристальном взгляде преобразующееся в знаменитое полотно Вермеера «Девушка с письмом».

Зал «Сцена»

Неповторимым шармом отмечена иллюзия, украшающая пространство зала «Сцена», освещаемого светом, проникающим сквозь стеклянную стену, и геодезический купол, сильно напоминающий глаз мухи.

Зал «Сцена» 

Прорезанный арочными проемами зал «Сцена» предлагает туристам вглядеться в висящее на стене огромное полотно с экзотическим названием «Обнаженная Гала, смотрящая на море», которое на расстоянии18 метровтрансформируется в портрет Авраама Линкольна».

Говорящая сама за себя оригинальная картина Дали заслуживает самого пристального внимания посетителей, которым рекомендовано не пользоваться сразу фотоаппаратами, потому что так убивается главная интрига, ведь на кадре незамедлительно проявляется изображение Линкольна.

Очередным символом зала «Сцена» является масштабное полотно с изображением растерзанного торса плачущего великана, прямо под которым, под обычной напольной плиткой, покоится тело великого авангардиста Сальвадора Дали. Так что выясняется: Дали — мастер приложивший руку к строительству не только собственного театра-музея, но и мавзолея.

театр-музей Дали 

Но о вышеописанном факте знают далеко не все гости, ведь любитель загадок и обладатель неординарного мышления Дали обустроил в театре-музее еще до своей смерти крипту, где находится охраняемая шестью драконами лжегробница с надгробной плитой с эпитафией «Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904 — 1989».


Всецело основанный на своеобразном понимании действительности непревзойденного эксцентрика театр-музей доставляет удовольствие почитателям творчества Дали и открывает людям, мало знакомым с его работами, множество иных сторон его многогранного таланта. В своем завещании запретивший сотрудникам театра раскрывать посетителям смысл той или иной инсталляции, С. Дали давал возможность каждому туристу самому раскопать зарытую в сюрреалистическом произведении идею, которая достигает своего апогея в последней работе мастера «Ласточкин хвост», выполненной в каллиграфическом стиле на простой белой бумаге.

Комментарии к статье
alisa
04 апреля, 2013 0:20
Просто шикарный музей. Думаю, что воочию , все-таки, увидеть его у меня не получится, так что хоть так увидела. Очень понравилась Комната Мэй Уэст.
alisa
04 апреля, 2013 0:20
Просто шикарный музей. Думаю, что воочию , все-таки, увидеть его у меня не получится, так что хоть так увидела. Очень понравилась Комната Мэй Уэст.
alisa
04 апреля, 2013 0:20
Просто шикарный музей. Думаю, что воочию , все-таки, увидеть его у меня не получится, так что хоть так увидела. Очень понравилась Комната Мэй Уэст.
 Васильев
05 апреля, 2013 9:43
Супер. Всегда восхищался Сельвадором Дали и конечно же никогда бы не упустил шанс подывать в его музее, где собраны все работы этого гениального творца. И судя по статье, не только его...






×