Философия в камне, или прогулки по Фрогнер-парку

В западной части норвежской столицы, где сосредоточено большое число скверов, раскинул свои зеленые красоты самый прославленный сквер Осло – Фрогнер-парк, жемчужиной которого является скульптурный ансамбль, созданный архитектором Густавом Адольфом Вигеланном.

 Фрогнер-парк

Открытый 24 часа в сутки, изумительный Фрогнер-парк вызывает неподдельный восторг визитеров оригинальностью своего убранства, которое возникло в результате кропотливого 40-летнего творческого труда Г. Вигеланна. В 1914 году, получив от мэрии Осло предложение украсить местность для проведения крупной выставки эстетичным фонтаном, Г. Вигеланн с радостью принялся за воплощение этого поручения, но прежде заручился согласием властей после завершения экспозиции разбить здесь компактный парк, который будет усыпан скульптурами его исполнения.

Оформив каштановые аллеи и розовые клумбы, обустроив лестницы и проложив тропинки, выступив в роли скульптора и архитектора, камнетеса и резчика по дереву, кузнеца и садовника, Г. Вигеланн до конца своей жизни придавал уникальность Фрогнер–парку, который получил своё название от протекающей посреди него речки.

Фрогнер-парк 

Предваренный квадратными фонарями и резной решеткой, в сквозном узоре которой легко угадываются фигуры людей и животных, Фрогнер–парк открывает пред гостями воплощенное в бронзе, граните, чугуне и железе воображение мастера-универсала Г. Вигеланна.Вступив во владения ухоженного Фрогнер - парка, визитеры, наделенные художественным вкусом и философским мышлением, найдут большую чашу с пищей для ума, которая поможет даже пересмотреть смысл своей жизни.

А всё дело в том, что составляющие основу славы Фрогнер–парка свыше 300 натуралистических скульптур объединены одной общей идеей, которую коротко можно выразить словосочетанием «человеческая жизнь», ведь расположенные в определенном логичном сочетании статуи изображают земной путь простых людей от рождения до смерти, со всеми сложностями и радостями взаимоотношений.

Олицетворяющие детство и юность, счастливую и несчастную любовь, материнство и дружбу, веселье и грусть, борьбу и раздумье, болезни и увядание, смерть и возникновение новой жизни, обнаженные скульптуры Фрогнер–парка начинают свой жизненный путь слева от перекинутого через речку моста, где разбита детская площадка с 9-ю изваяниями малышей.

 Фрогнер-парк

За взрослением ребятишек можно наблюдать, прогуливаясь по мосту, обе стороны которого увенчаны 58-ю бронзовыми фигурами. Прослеживая, как девочки и мальчики превращаются в старушек и стариков, туристы незаметно выходят на обширную площадку, которая, будучи устлана черно-белыми мраморными плитами, символизирует собой лабиринт жизни.

Именно посреди этой запутанной аллегории возвышается тот самый величественный фонтан, с которого и началась история Фрогнер–парка, где сложен каменный гимн в честь человека.Вырывающийся из поддерживаемой гигантами широкой чаши, фонтан грациозно ниспадает каскадом в квадратный бассейн, по углам которого «произрастают» 25 аккуратно «постриженных» бронзовых деревьев, у стволов и на ветвях которых изображены скульптуры детей, юношей, взрослых и стариков.

Кроме того, стоит обратить внимание на украшающие невысокие стенки бассейна 60 барельефов, которые описывают этапы человеческой жизни – от младенца до последней косточки скелета, после чего вновь следует рождение.

Фрогнер-парк 

Сразу за грандиозным фонтаном Фрогнер–парка берут начало обрамленные кустами роз две мраморные лестницы, поднимающие посетителей поочередно на три террасы, которые, в конечном счете, сходятся на общей площадке, откуда стартуют уже три лесенки.

Взбираясь вверх по ступенькам, туристы оказываются на скульптурном холме, куда ведут сразу несколько входов, украшенных решетчатыми воротцами с коваными человеческими образами, сквозь которые просматривается главная архитектурная доминанта Фрогнер-парка - Монолит Вигеланна.

На создание этого 18-тиметрового монумента у Г. Вигеланна ушло 20 лет, за которые он из огромного 470-тонного куска скалы отсек 200 тонн лишнего материала и явил миру обелиск, увитый 121-й фигурой стариков, мужчин, женщин, подростков и малышей, сплетенных в немыслимых позах.


Каждый высеченный на стеле персонаж наделен собственной мимикой, выражающей задумчивость, гнев, радость, печаль, безнадежность и прочие человеческие эмоции, созерцая которые люди узнают в каменных изваяниях и себя. Всмотревшись в композицию монумента, нетрудно заметить в нагромождении тел динамизм, борьбу и тягу кверху, в высь, тем более что венчают его дети с устремленными к небу руками.

Исходя из последнего замечания, некоторые видят в монолите Вигеланна «стремление человечества к Богу», а с ними в полемику нередко вступают те, кто полагает, что скульптор таким образом хотел показать «картину борьбы за существование».

Но немало и тех, кто в чередующихся туловищах женщин, мужчин и детей замечает «бесконечно повторяющийся цикл жизни», хотя сам Г. Вигеланн объяснял своё произведение так: «Фигуры из камня изображают жизнь, колонна - это мир фантазии. Поэтому фигуры из камня понятны всем, а смысл колонны каждый толкует по-своему».

Кстати, прежде чем подойти к подножию обелиска, нужно подняться по окружающим его ступенькам, на которых установлено 36 скульптурных групп из гранита, каждая из которых изображает какую-либо жизненную ситуацию, а все вместе они олицетворяют «круг жизни».
Комментарии к статье
darja
15 марта, 2013 21:28
Да, Фрогнер-парк поражает своими скульптурами. Очень интересно и даже , какой-то степени, познавательно.






×