Эфиопский храмовый город Лалибела

История эфиопской христианской святыни Лалибелы, укрывшейся от посторонних глаз в 730 км. от столичной Аддис-Абебы, столь же удивительна, как и ее архитектурный облик, вызывающий истинное восхищение священнослужителей, археологов, паломников и любопытных туристов.

Лалибела

 

По достоинству оцененный составителями списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО уникальный церковный комплекс Лалибела не сразу покажется даже гостям одноименного городка, потому что все его части находятся ниже уровня земли и уходят в ее недра на 12-метровую глубину.


Страницы Истории


Ничуть не портящий наземный пейзаж лежащего среди скал тихого селения потрясающий ансамбль Лалибела был вырублен в вулканическом туфе по желанию правившего с 1190 по 1228 год царя Лалибела Загуэ, который, будучи потрясенным красотой этой местности, решил перенести сюда свою постоянную резиденцию.

Лалибела

 

Но прежде чем возводить здесь дворец для собственной персоны, очень набожный царь Лалибела наказал зодчим соорудить одиннадцать величественных храмов, потому как основным столпом своей политики правитель видел христианство.

Доверившись мастерству и эстетическому вкусу архитекторов, царь Лалибела поставил перед ними задачу возвести доселе невиданные памятники, которые в грандиозности и изяществе не должны были уступать ни египетским пирамидам, ни каким-либо еще прославленным на тот момент иноземным достопримечательностям.

храмовый комплекс Лалибела

 

К славе строителей, наказ владыки был исполнен во всей красе и больше нигде, кроме Лалибелы, современным жителям планеты не удастся увидеть подобного ему шедевра, заслуживающего статус восьмого чуда света.

Сняв на месте, выбранном для строительства святыни, красный слой почвы и добравшись до скальной породы, средневековые эфиопские мастера принялись вырубать прямоугольные траншеи, изолировавшие каменные блоки.

Кропотливо работая над каждым из одиннадцати монолитов, каменотесы постепенно вырезали из них геометрически несложные «заготовки» храмов, а затем высекли в них входы и принялись за освобождение из каменного плена внутренних пространств церквей, которые, по большому счету, не возводились, а ваялись, как скульптуры.

Лалибела

 

Вероятно, из соображений безопасности «помещенная» под землю и в изумительно хорошем состоянии дожившая до наших дней «жемчужина» эфиопской христианской архитектуры Лалибела была обнаружена лишь в 60-е годы 20-го века французским путешественником Ж. Гестерном. С окружающих ее улиц поддаются некоторому рассмотрению только искусно декорированные плоские крыши уникальных храмов.

Для того же, чтобы понять, что представляют собой постройки этого необычного религиозного комплекса, который строился сверху вниз, посетителям нужно пройти через подземные туннели и рвы, берущие начало в окрестных лесах и хорошо известные местным жителям.

тунели Лалибелы

 

Постепенно уходя в недра земли, любознательные путники вскоре оказываются на небольшой площади. От нее отходят узкие улицы лабиринта, по которым перемещаются от одной церкви к другой не только путешественники, но и служащие в ансамбле Лалибела священники и их помощники.


Храмы и церкви святыни Лалибелы


Кстати, самым крупным из расположенных двумя основными группами и связанных системой ходов подземных храмов Лалибелы является Медхане Алеем («Спаситель мира»), изящный фасад которого украшен 28 колоннами с арками, делящими церковь на 5 нефов. По бокам опирающийся на тонкие столбы, а оттого кажущийся еще более величественным и высоким храм Медхане Алеем хранит внутри себя росписи с охотничьими сценами и животными, а также камень, на котором, согласно преданию, Христос благословил Лалибелу. Освещаемый падающими из крошечных окошек под крышей лучами храм Медхане Алеем в средневековом прошлом был поэтическим центром, на ступенях которого читали стихи и соревновались в изяществе собственного слога прихожане и служители.

Лалибела, переходы храмов

 

Несколько меньшими размерами наделили строители замечательный храм Эммануила, входная дверь которого, помещенная между прямоугольными столбами, увлекает визитеров в декорированный красным туфом просторный зал с четырьмя вытягивающими пространство колоннами.

Осматривая впечатляющие красоты храма Эммануила, нетрудно заметить подземный туннель, ведущий в соседнюю церковь Меркуриос, на стенах которой закреплены выполненные на ткани три огромные картины.

На этих созданных в 13-ом веке и принадлежащих к числу бесценных культурных сокровищ Эфиопии религиозных полотнах изображены Святая Дева Мария с младенцем, по одну сторону от которой — всадник на белом коне, а по другую — наездник на черном коне, олицетворяющие собой символы света и мрака.

Покинув прорезанную стрельчатыми окнами церковь Меркуриос, следует заглянуть в прелестный храм Ливанос, одна из стен которого изливает слабое серебристое излучение. По преданию, этот загадочный свет озаряет помещения храма Ливанос со времен его сооружения, ведь построен он был якобы за одну ночь женой Лалибелы и помогавшими ей ангелами.


Храм Бет Мариам


Особым шиком и богатством внутреннего убранства отличается храм Бет Мариам, где сияют позолотой резные рельефы из камня и звезды Давида, а на ультрамариновом своде парит двуглавый орел, стесненный двумя картинами с запечатленными на них борющимися черными и красными быками.

Храм Бет Мариам

 

Украшенные изображениями солнца и древних символов плодородия, мальтийскими и латинскими крестами ниши стен и своды храма Бет Мариам тонко гармонируют с половой плиткой, на которой изображены силуэты страусов, фениксов, львов, леопардов, а также единорогов и других фантастических животных.

Более того, в самом центре храма Бет Мариам возвышается укрытый старой тканью стройный каменный столб, на котором царь Лалибела записал секреты прошлого и будущего Земли и Вселенной, но прочесть эти надписи могут лишь преосвященные монахи.

Изумительно сочетающий в себе христианскую традицию и языческую живопись чудесный храм Бет Мариам приютил в собственном дворе три узкие подземные галереи, которые ведут путников к трем маленьким церквям, скрытым под толщей высокого холма.

Лалибела

 

Так, попав в церковь Голгофы, гости смогут увидеть могилу императора Лалибелы, над которой установлен драпированный золотом ковчег, а заглянув в часовню Михаила, восхититься резными, в натуральную величину, фигурами святых. Однако главной достопримечательностью часовни Михаила является маленькая дверь с семью замками, ведущая в церковь Гроба Господнего, куда заказан вход не только туристам, но даже простым церковникам. А потому до сих пор доподлинно неизвестно, что именно хранится в стенах этой крошечной святыни комплекса Лалибела.

Любуюсь фасадными рельефами и интерьерными фресками, тщательно вырезанными из камня орнаментами и мелкими элементами декора разных храмов, посетители выйдут к самой необычной церкви ансамбля Лалибела — Бет-Гиоргиес, на которую лучше всего смотреть сверху, ведь только тогда отчетливо видно, что в плане она представляет огромный греческий крест, словно вырастающий из разорванной земли.

Лалибела

 

Великолепный Бет-Гиоргиес, иначе именуемый храмом-крестом и потрясающий взор идеальной пропорциональностью, четкими и выверенными линиями, был возведен уже после смерти правителя Лалибелы его вдовой и стал достойным завершением этого грандиозного религиозного комплекса, где постоянно проходят богослужения, особенно красочные на Рождество и Крещение.

Комментарии к статье
prettylera
08 февраля, 2013 23:28
Мне кажется, очень интересный город. Впервые о таком слышу. Архитектура интересная, по-моему стоит посмотреть многочисленные храмы...Смотрю на фото и поражаюсь: на самом деле такие каменные строения ни чуть не уступают пирамидам Египта..






×