Знакомство с главной достопримечательностью Санкт-Петербурга – Эрмитажем

Содержание:


Государственный Музей Эрмитаж является крупнейшим не только в России, но и в мире художественным и культурно-историческим музеем. В своих стенах он хранит культурное наследие многих столетий, благодаря чему его можно смело включать в список самых интересных музеев в мире. Посетив его, вы сможете познакомиться с историей развития мирового искусства, начиная с каменного века и заканчивая концом XX столетия. Но за одно посещение вы лишь прикоснетесь к шедеврам своим взглядом и составите для себя какое-то общее впечатление, ведь экспозиция Эрмитажа на сегодняшний день насчитывает около трех миллионов произведений искусства. А это значит, что если вы будете уделять каждому хотя бы по одной минутке, то вам потребуется более двух тысяч дней, чтобы осмотреть всю коллекцию.


С чего все начиналось

В переводе с французского «ermitag» означает «место уединения, уединенный уголок». Свое название он получил неспроста, ведь крупнейший музей России зародился в 1764 году в специальном дворцовом флигеле (Малый Эрмитаж) как частная коллекция российской императрицы Екатерины II, он не был предназначен для общего посещения. До середины XIX века музей могли посещать лишь по специальному пропуску ограниченное число лиц. Так, например, А.С.Пушкин получил пропуск только благодаря рекомендации наставника сына императора В.Жуковского.

Итак, история Эрмитажа в Петербурге начинается с приобретения в 1764 году Екатериной II ценной коллекции немецкого купца Йоханна Эрнста Гоцковского. Он собирал картины для прусского короля Фридриха II, но в счет долга Гоцковский был вынужден продать собранные картины. Екатерине они обошлись в 183 тысячи талеров. Всего было куплено 317 картин, хотя принято считать, что их было 225, так как немецкий  купец не являлся особым знатоком искусства и в его собрание вошли произведения разного уровня. Основу коллекции Гоцковского составляли картины фламандских и голландских мастеров. Хендрик ванн Бален, Антонис ванн Дейк, Ян Стен, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт ванн Рейн – это лишь малая часть имен мастеров, работы которых положили начало одному из самых больших музеев мира. В настоящее время из тех 225 картин вы сможете найти в стенах Эрмитажа лишь 96 полотен.

После приобретения своей первой коллекции Екатерина II отдала распоряжение скупать все наиболее ценные произведения искусства. Многие знатоки и ценители (среди которых, кстати, был и французский филосов-просвятитель Дени Дидро и князь Д.А.Голицын) закупали для императрицы коллекции картин. Так, в 1769 году, была приобретена богатая коллекция министра Саксонии графа Генриха фон Брюля. В нее входило около 600 картин итальянской, немецкой, голландской, французской и фламандской школ, обладающих огромной исторической ценностью. К их числу относятся такие работы как:

  • «Портрет старика в красном» и «Портрет ученого» - Рембрандт
  • «Персей и Андромеда» - Рубенс
  • «Снятие с креста» - Пуссен
  • «Затруднительное предложение» - Ватто
  • «Бегство в Египет» - Тициан
  • «Меценат представляет Августу свободные искусства» - Тьеполо
  • Пейзажи Рейсдаля
  • Виды Дрездена и Пирны кисти Белотто и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 


В 1772 году шедевры Эрмитажа пополняет коллекция живописи барона Кроза, в которой было большое количество работ фламандских, голландских и итальянских мастеров XVI-XVIII века. Эта великолепная коллекция, в которую входили такие полотна как «Даная» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Вакх» Рубенса, досталась Екатерине II благодаря Дени Дидро, который приложил немало для этого усилий. (К слову сказать, отличную коллекцию фламандских и итальянских мастеров вы сможете найти в одной из главных достопримечательностей Генуи - Национальном музее.)

Одним из последних приобретений императрицы стала коллекция лорда Уолпола (Англия), которая украсила эрмитажное собрание работами итальянских мастеров, Рубенса, Ван Дейка и т.д. Коллекцию Уолпола очень ценили на его родине, поэтому в Лондоне было немало тех, кто открыто выказывал свое недовольство тем, что она отправляется в Россию.

Стоит отметить, что просвещенная императрица приобретала работы не только старых мастеров, она также давала заказы выдающимся мастерам ее времени, таким как Э.М.Фальконе, Д.Рейнолдс, Ф.Буше и т.д.

К концу своего царствования Екатерина II имела около 4 тысяч картин.

Конечно, не обходилось и без промахов. Так, в 1779 году один из агентов Екатерины приобрел партию картин в Италии, все из которых оказались подделками. Были и работы, выдаваемые за полотна мастеров эпохи Возрождения, которые на самом деле были созданы их учениками.


Дальнейшее развитие Эрмитажа в Петербурге

Императоры Александр I и Николай I также уделяли огромное внимание дальнейшему развитию Эрмитажа. Они продолжали закупать коллекции произведений искусств, а также отдельные ценные картины. Так на распродаже в Риме были куплены «Лютнеист» Караваджо, «Поклонение волхвов» Боттичелли. В 1819 году приобретают «Мадонну в пейзаже» предположительно кисти Джорджоне.

Первые покупки, сделанные еще Екатериной II, определили характер и лицо Эрмитажа. Благодаря просвещенной императрице он стал хранителем не только картин и скульптур. Именно Екатерина II была обладательницей одной из самых лучших в мире коллекций резных изображений на камне, кости и раковинах – около 10 тысяч. Александр I пополнил эту великолепную коллекцию камеей Гонзага, которую ему подарила первая жена Наполеона I - Жозефина Богарне. Именно она и является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Инициатором превращения Эрмитажа в публичный музей принадлежит Николаю I. Благодаря нему в 1852 году музей открыли для посещения, правда, все-таки ограниченному числу лиц – необходимо было получить специальный пропуск в придворной конторе. Николаю I следует отдать должное и в расширении экспозиции Эрмитажа. Он присутствовал на раскопках в Помпеях, и все найденные там предметы неаполитанский король подарил российскому императору,  после чего они поступили в Эрмитаж. Также при Николае I проводились раскопки и на территории России. Например, в 1830 году – в окрестностях Керчи. Там было обнаружено немало шедевров древнего искусства. Также император приобрел у римского антиквара Пиццати полторы тысячи античных ваз, терракот и множество бронз.

В XIX веке были приобретены такие шедевры Эрмитажа, как диптих Роберта Кампена «Троица. Богоматерь у камина», «Благовещение» ван Эйка, «Снятие с креста» Госсара, «Несение креста» Тициана и другие работы мастеров итальянского Ренессанса.

После октябрьской революции (1917 год) Зимний дворец, который до этого являлся императорской резиденцией, становится государственным музеем. В первые постреволюционные годы экспозиция Эрмитажа пополняется за счет национализированных частных коллекций – именно таким путем богатейшие собрания Шереметьевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и других знатных фамилий стали частью достояния России. В этот период в Эрмитаж поступили произведения французских экспрессионистов, а в послевоенные годы экспозиция пополнилась картинами Пикассо, Матисса и других французских художников.

К сожалению, в советское время экспозиция музея не только пополнялась. В период с 1929 года по 1934 год было продано 48 шедевров для пополнения казны государства. В результате Эрмитаж Петербурга лишился единственного произведения Ван Эйка, а также лучших вещей Боттичелли, Рафаэля, Хальса и многих других. Но, несмотря на это, коллекция Эрмитажа в советское время увеличилась больше чем в четыре раза.

Площадь Эрмитажа постоянно расширяют, но все же часть экспонатов не выставляется и хранится в фондах, так как места для всего не хватает. Чтобы люди имели возможность их увидеть, регулярно проводятся разнообразные временные выставки, как в самом Эрмитаже, так и в разных городах России и мира.


Что из себя представляет Эрмитаж

Современный Эрмитаж в Петербурге представляет собой целый музейный комплекс, состоящий из пяти зданий, связанных друг с другом. Сам по себе Эрмитаж интересен и своей архитектурой, а также отделкой помещений.

Самое старое здание Эрмитажа – Зимний дворец. Это бывший императорский дворец, построенный в 1754 – 1762 годах итальянским архитектором Бартоломео Растрелли в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Оригинальные интерьеры, к сожалению, до наших дней не сохранились, хотя и современные поражают своим великолепием и пышностью. Примечательно то, что в подвалах и помещениях Зимнего дворца живет около полусотни котов – стражи произведений искусства от грызунов. Кстати, в самом большом музее Лондона вы также найдете таких ловких и ценных охранников, да еще и украшенных желтыми бантами.

Малый Эрмитаж был построен в 1764- 1775 году архитекторами Фельтеном и Валлен-Деламотом. Его здание является связующим звеном между Зимним дворцом и Большим и Новым Эрмитажем.

Здание Большого (или Старого) Эрмитажа было построено по проекту архитектора Ю.М.Фельтена в 1771-1787 гг. Здесь хранятся дворцовые художественные коллекции, а в корпусе, пристроенном в 1792 году, расположились лоджии Рафаэля.

Здание Нового Эрмитажа было специально создано в 1842-1851 гг. архитекторами В.П.Стасовым, Н.Е.Ефимовым и Лео фон Кленце. Именно эта часть Эрмитажа была задумана Николаем I как публичный музей. Это здание известно своим выдающимся портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

Эрмитажный театр был построен над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I в 1783-1787 году архитектором Дж.Кварнеги в традициях античной архитектуры.

В комплекс зданий Государственного Эрмитажа входят также и служебные постройки: эрмитажный гараж (создан по проекту Н.И.Крамского) и запасной дом Зимнего дворца.

В мировой социальной сети вы можете найти много фото Эрмитажа, но понять всю грандиозность этого музейного комплекса можно только приехав в Санкт-Петербург. Посещение Эрмитажа оставит неизгладимое впечатление даже у тех, кто не считает себя истинным ценителем искусства, здесь каждый может найти что-то особенное, что затронет струны его души. 

Комментарии к статье






×