Воронцовский Дворец: шедевр европейской архитектуры

Крымский полуостров изобилует архитектурными ансамблями прошедших веков, поражающих своими масштабами, красотой и величием. Одним из таких шедевров архитектуры XIX века является Воронцовский Дворец, расположенный практически в центре Алупки, на склоне горы.

Содержание:

Неотъемлемая часть города

Уже долгое время дворец является основной частью Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника, который считается неотъемлемой частью города, и так удачно вписан в горный ландшафт, что создаётся впечатления единого целого — горы Ай-Петри и великолепного дворцового ансамбля. В состав музея-заповедника входят 3 основных историко-культурных объекта: Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк и Дворец-музей Александра III в Массандре. Современный адрес дворца: Ялтинский район, г. Алупка, Дворцовое шоссе, 10.

Великолепное архитектурное творение, окружённое стройными кипарисами и раскидистыми зарослями магнолий, состоит из нескольких частей: главного корпуса, библиотеки, Шуваловского проезда, западной и часовой башен, зимнего сада, летних террас. На южной стороне ступени широких мраморных лестниц ведут почти к самому морю.

Вот уже более 180 лет дворец оберегают и стараются поддерживать в первозданном виде. На его территории, в его залах, которые практически не претерпели никаких изменений, всегда было что посмотреть.

Архитектура и интерьер дворца

Внутрь дворцового комплекса попадают с западной стороны через Шуваловский проезд. Он представляет собой довольно узкий проход, ограниченный двумя мощными крепостными стенами с бойницами готического стиля. Но это лишь подобие крепостных стен, которые в реальности являются задними фасадами гостевого корпуса, столовой и хозяйственного блока.

Сразу за ним посетителям открывается великолепный центральный корпус, архитектура которого разительно отличается от строгих линий Шуваловского проезда. Это настоящий средневековый замок с многочисленными элементами мавританской культуры: с башенками, напоминающими мусульманские минареты, с ажурными проёмами больших окон, величественными арками главного входа, резными балконами, характерными восточными орнаментами. Такой стиль смотрится весьма органично, так как Крым долгое время был во власти мусульманских правителей.

 

Центральный корпус дворцового ансамбля — это архитектурный шедевр, каждая сторона которого выполнена в своём неповторимом стиле. Однако их сочетание настолько гармонично, что этот корпус смотрится, как единое целое.

Английский строгий готический стиль XVI века — так можно охарактеризовать северную сторону дворца, где остроконечные крыши башен устремлены в небо, а стены обрамлены зубцами с бойницами.

 

Восточная часть Центрального корпуса с длинным коридором, выполняющего роль гардеробной, соединена с библиотекой. Здание библиотеки также выполнено в английском стиле.

Праздничное настроение создаёт южный фасад дворца, обращённый к морю. В нём удачно совмещается английский стиль викторианской эпохи и элементы архитектуры Востока. Основной частью портала является 20-метровая двойная арабская арка с лёгкими балконами, украшенными коваными ограждениями, лепными фризами с арабской вязью и большими окнами.

Перед южным фасадом располагается так называемая «львиная терраса» с лестницей, выполненная в классическом итальянском стиле. Скульптуры львов, изготовленные итальянским мастером Боннани, размещены парами. Первая пара львов лежит в нижней части лестницы, средняя пара изображает сидящих пробудившихся львов, а верхняя пара уже стоит, охраняя вход во дворец.

 

 

Историческая экскурсия

Дворец имеет богатую и длинную историю. Инициатором его возведения был генерал-губернатор Новороссии граф Михаил Семёнович Воронцов, который задумал сделать в этом месте одну из своих резиденций. Было принято решение возвести резиденцию правителя края именно тут, на южной оконечности полуострова недалеко от Севастополя. На выбор места повлияло наличие буквально под ногами прекрасного строительного материала — крымского диабаза, вулканического базальта.

К подготовительным работам (планирование и устройство фундаментов) приступили в 1828 году, а ещё через 2 года началось непосредственное возведение зданий. Основной проект великолепного дворца выполнен придворным архитектором английской королевы Виктории Э. Блор. Выбор был сделан неслучайно, так как именно он создавал такие шедевры европейской архитектуры, как Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Эббосфорде (Шотландия).

Долгое строительство

Стройка велась руками крепостных мастеров, которых привезли из Владимирской и Московской губерний. Трудились напряжённо, вручную: сказывались тяжёлые условия местности и трудности при обработке базальта.

Недаром поэт Виктор Вику написал такие строки:
Здесь каждый камень и плита
Омыта потом и слезами.
Их имена вошли в лета,
Их души будут вечно с нами!

Первым начали возводить столовый корпус (1830 г.), а через год приступили к возведению основного здания — центрального корпуса. Уже на стадии строительства было видно, что рождается настоящий архитектурный шедевр.

В 1838 году было начато строительство Парадного двора, через 4 года к столовой пристроили бильярдный зал, в 1844 году в целом было завершено строительство гостевого корпуса, башней по периметру дворца, хозяйственных корпусов и флигелей с восточной стороны. Последним был возведён корпус библиотеки. Роскошная лестница южного фасада стала завершающим этапом основного строительства, её выложили в 1848 году.

 

 

Таким образом, на строительство основного архитектурного ансамбля Воронцовского Дворца ушло без малого 20 лет, потрачены грандиозные, по тем временам, финансовые средства. Общая цена неизвестна, но по свидетельству современников в строительство был вложен личный капитал Воронцова, его супруги, графини Браницкой, а также основная часть собственного государственного содержания генерал-губернатора.

Создание парковых зон

Параллельно, под руководством немца Карла Кебаха, велись интенсивные работы по разбивке парков дворца. Создание парковых зон было сопряжено с огромными трудностями земляных работ, которые длительное время выполняли солдаты сапёрного батальона.

 

Многочисленные фото не могут передать всей прелести парка, его нужно увидеть своими глазами. Структурно парковая зона состоит из двух парков — Верхнего и Нижнего. Основной упор, который сделал Кебах при планировании и создания парка — это естественность. Кроме уникальных растений в верхнем парке здесь можно увидеть нагромождения гранитных и диабазовых глыб, полюбоваться великолепными фонтанами, отдохнуть в садовом павильоне.

 

Небольшие искусственные озёра с поэтичными названиями «Лебединое», «Зеркальное», «Форельное» органично дополняют естественный ландшафт парка. Нижний сад, спускающийся к морю, весной и летом благоухает запахами цветущих магнолий, глициний и роз.

Кроме парков под открытым небом имеется и Зимний сад. Всего специалисты насчитывают в парках и садах дворца свыше 200 представителей флоры практически со всех частей света. Как утверждают некоторые историки, на строительство дворцовой садово-парковой зоны ушло примерно в 2 раза больше средств, чем на возведение самого дворца.

Открытие музея

Три поколения графского рода Воронцовых жили в этом дворце, а в первые годы Советской власти он был национализирован. В 1921 году в залах Алупкинского дворца был открыт музей, где демонстрировались античные скульптуры, роскошная утварь, вазы, канделябры, изделия из фарфора и хрусталя, художественные произведения Айвазовского, Левицкого, Боровиковского и других мастеров живописи.

В период оккупации Крыма гитлеровцами, строения архитектурного ансамбля сохранились, но почти всю музейную коллекцию оккупанты вывезли. В послевоенные годы с большим трудом удалось восстановить часть былой экспозиции.

Во время Ялтинской конференции союзников, здесь произошёл случай из разряда курьёзов. В период с 3 по 11 февраля 1945 года в покоях Воронцовского дворца проживала делегация Великобритании во главе с премьер-министром У. Черчиллем. Ему настолько понравился этот дворец, его архитектура и парки, что он обратился к Сталину с просьбой о приобретении архитектурного шедевра, предлагал огромные деньги. Но сделка купли-продажи не состоялась. По свидетельству очевидцев, Иосиф Сталин усмехнулся и ответил так: «Этот дворец мне не принадлежит, он достояние советского народа».

С 1945 по 1956 годы он выполнял функции государственной дачи, в 1956 году этот крымский шедевр архитектуры первой половины XIX века вновь приобрёл статус музея, а его роскошные залы, флигели, парки и фонтаны стали доступны для всеобщего обозрения. В 1990 году этот архитектурно-парковый ансамбль стал именоваться «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник». Статус заповедника позволил в своё время эффективно защитить прилегающую территорию от несанкционированной дачной застройки.

Как доехать

В настоящее время музей-заповедник является одним из самых известных и посещаемых мест Крыма. В Севастополе и Ялте любой вам скажет, как добраться до Воронцовского дворца. Почему так? Все просто: до Алупки можно доехать на маршрутном такси как со стороны Ялты, так и от Севастополя. Если посмотреть на карте, то этот крымский курорт расположен как раз посередине между двумя городами.

Маршрут от Севастополя до Воронцовского Дворца: 



Маршрут из Ялты в Воронцовский Дворец: 

 

Режим работы

В любое время года в этом музее есть посетители, а в летние месяцы желающих осмотреть его экспозиции становится очень много. Вот почему установлен такой режим работы, чтобы в любой день недели посетители могли осмотреть экспозиции дворца. Например, Парадные залы главного корпуса, а также выставка «Скульптуры Южных террас» открыты ежедневно, включая и воскресение.

Другие экспозиции и выставки, а именно «Квартира дворецкого в хозяйственном корпусе», «Дом графа Шувалова», «Под платаном», экспозиция Конференц-зала работают в понедельник, среду и субботу. Часы работы не меняются вот уже много лет: ежедневно кроме субботы помещения музея открыты с 9.00 до 17.00. Некоторые экспозиции работают до 17.30. По субботам посетителям предоставлена прекрасная возможность осматривать дворец и парк до 20.00.

Фото и видеосъёмка

Для некоторых категорий населения организован бесплатный вход и осмотр экспозиций. Фотографирование на территории музея разрешается, а что касается съёмок видео, то для этого необходимо получить отдельное разрешение от администрации. С подробной информацией о правилах посещения можно ознакомиться на официальном сайте Алупкинского музея-заповедника.

 

 

Это стоит увидеть!

Современная экспозиция корпусов и залов в полной мере раскрывает стиль жизни российской аристократии XIX века. Английские столики и стулья, шкафы из чёрного дерева, резные рамы зеркал, гобелены и вышивки на стенах, скульптуры владельцев дворца, лепные карнизы ручной работы, белоснежные камины с резным орнаментом, личные вещи представителей рода Воронцовых и Шуваловых, картины голландских, французских, итальянских, английских, немецких и русских живописцев, обеденные и чайные сервизы из фарфора и богемского стекла — всё это не может не восхищать.

 

Отдохнуть на крымских курортах и не посетить Воронцовский дворец — для этого должна быть очень серьёзная причина. Не всегда выпадает возможность посетить дворец, являющийся настоящим архитектурным шедевром европейского значения.

Алупкинский дворцово-парковый музей — шедевр европейской архитектуры XIX века. Основная особенность — идеальное сочетание дворцового ансамбля и окружающего ландшафта. Уникальность состоит в удачном совмещении различных направлений и стилей мировой архитектуры.

Комментарии к статье






×