Португальская плитка "азулежу"

Самая западная страна европейского континента – достопочтенная Португалия – радует любителей замысловатых красот чередой интересных природных и рукотворных памятников.

Но в памяти туристов, как тех, кто объездил полмира, так и начинающих пилигримов, ревностная католичка Португалия, прежде всего, будет ассоциироваться с прославленными разноцветными расписными плитками азулежу.

Азулежу 

Являющиеся неотъемлемой частью внешнего декора местных строений, глазурованные керамические изразцы азулежу используются для обозначения номера дома и названия улиц, обрамления окон и дверей, служат вывесками и указателями, а также огромными панно, покрывающими целые фасады.

Хорошо оберегающие стены от влажности и придающие зданию художественную привлекательность, азулежу слывут самым знаменитым символом Португалии, имеющим иностранное происхождение.

плитки азулежу 

Родиной любимого и доведенного португальцами до совершенства прикладного искусства приходятся страны востока, выходцы из которого, захватив Пиренейский полуостров, привнесли в местную культуру собственные черты.

А одним из характерных направлений традиционного арабского искусства было изготовление плитки для внутренней облицовки стен, которая называлась «аль-зулайша», что означает «полированный камушек».

Спустя века, изгнав со своей территории ослабевших мавров, португальцы не спешили предавать анафеме достижения прошлого, а, напротив, доработав его, превратили в национальное достояние, которым удивляют мир.

плитки азулежу 

Кстати, первые керамические плитки азулежу пришли в Португалию в 15 веке из испанского города Севилья, и тогда поверхность изразца представляла собой рельефную площадку, желобки и канавки которой служили границами заливки различных цветов.

Постепенно португальцы стали привносить в облик азулежу технические новшества, так с изобретением майолики с нанесением красок на плоскую поверхность с плитки исчезли неровности, появилась возможность создания более красочного рисунка, мотивы которого ограничивались лишь фантазией мастера.

Среди азулежу можно встретить какое угодно сочетание колеров, но первенство принадлежит бело-голубой гамме, которая, как полагают исследователи, «приплыла» вместе с португальскими мореплавателями с берегов Китая, где подобной расцветкой украшались фарфоровые изделия.

плитки азулежу 

Еще сто лет назад нанесением рисунка на азулежу занимались исключительно ремесленники, а сейчас этому увлекательному занятию предаются профессиональные живописцы, которые с одинаковым успехом воплощают на покрытой эмалью плитке как собственные задумки, так и предпочтения заказчиков.

Век от века изменялся и сюжет росписи азулежу, без которого этот предмет прикладного творчества представлял бы собой лишенную художественной ценности простую керамическую плитку.

Украшающие внутренние и внешние пространства церквей и вокзалов, домов и общественных зданий, панно из азулежу могут изображать Пресвятую Деву Марию, отображать религиозные темы, служить картинами, иллюстрациями к легендам и пословицам, комиксами о Бэтмене и Человеке-Пауке, а также своеобразным учебным пособием.

плитки азулежу 

Рассматривая некоторые полотна из азулежу, создается впечатление прочтения параграфов, повествующих о важных событиях португальской истории, о битвах и морских путешествиях, придворных кознях и жизни обычных людей.

С помощью ажулежу на исторические темы власти городков знакомили неграмотных простолюдинов со славными страницами прошлого Португалии, а также запечатлевали в керамике этапы развития страны.

Благодаря одному из самых грандиозных сине-белых панно из азулежу современники могут узнать, как выглядел столичный Лиссабон до разрушительного землетрясения 1755 года, практически полностью стершего с лица земли этот замечательный город.

плитки азулежу 

Огромное полотно вместе с коллекцией старинных плиток азулежу, собранных по всей Португалии, можно увидеть в лиссабонском Музее изразцов, расположенном в крытых галереях церкви Мадри-ди-Деуш.

Возродившееся после стихии благодаря маркизу де Помбал искусство создания расписных керамических плиток – азулежу, которое некоторое время называлось «помбалиньи», вскоре разделилось на два направления: сдержанный и строгий Северный стиль, присущий городу Порту, и пестрый и красочный Южный стиль, наблюдающийся в Лиссабоне.

Живущие по принципу: «Чем ярче дом, тем ярче жизнь», лиссабонцы гордятся фасадом расположенной в квартале Байрру-Алту иезуитской церкви Сан-Роки, предлагают туристам вглядеться в роскошные панно Дворца Фронтейра или насладиться облицовкой дома на площади Рафаэла Бордалу Пиньейру. Изобилием современных азулежу отмечены станции лиссабонского метро, интерьеры местных ресторанов и пивных баров, магазинов и прочих зданий.

летняя резиденция португальских королей в городе Синтра 

Шикарными образцами полотен из азулезу украшена летняя резиденция португальских королей в городе Синтра, которая включена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия. Каждый посетитель этого грандиозного дворца лично может убедиться в прелести здешних панно, которыми выложен пол в капелле, а также стены Гербового и Лебединого залов.

Кстати, совершая экскурсию по городу Синтра, стоит скорректировать маршрут таким образом, чтобы он пролегал мимо дома, на фасаде которого красуется азулежу с изображением электрички.

Особое внимание в ходе путешествия по Португалии стоит уделять нарядам её вокзалов, ведь он зачастую состоит из азулежу, повествующих о традициях, достопримечательностях и людях города, в котором он расположен. В этом плане совершенно изумительно выглядит находящийся в Порту вокзал Сан-Бенту, на восхитительном полотне из азулежу которого представлена вся история Португалии.

вокзал Сан-Бенту 

Между прочим, рассмотреть панно из азулежу можно и в Москве, а точнее в метро на новом входе станции «Белорусская», который приобрел свой нынешний вид благодаря подарку лиссабонского муниципалитета, приуроченного к 850-летию российской столицы.

Комментарии к статье






×