Четыре президента и невоплощенная женщина

Неподалеку от городка Кистоун (Южная Дакота) на протяжении тысяч лет возвышалась ничем не примечательная гора, чье название на языке индейцев племени сиу звучало как «Шесть дедов».

Однако миру эта гранитная глыба больше известна под «ником» Рашмор, которым она обзавелась в 1930 году, так как местные власти желали увековечить имя прославленного американского бизнесмена Чарльза Рашмора, в 1885 году первым со своей экспедицией исследовавшего этот уголок страны.

Но вряд ли бы составляющая горной гряды Блэк-Хиллз стала героиней данной статьи, если бы южнодакотскому историку и публицисту Доану Робинсону не пришла в голову мысль высечь на гладкой поверхности скалы Рашмор некую композицию в честь 150-летия истории США.


С витающей в голове, но еще не обретшей четких очертаний идеей Доан Робинсон обратился письмом к известному скульптору Гатсону Борглему, приглашая его приложить руку к возведению достопримечательности, которая была бы способна привлечь внимание туристов к этой укромной американской местности.

Гатсон Борглем 

Заинтересовавшийся предложением ваятель после осмотра в 1924 году величественного массива Блэк-Хиллз выбрал в качестве «полотна» для своего масштабного произведения освещаемую в течение всего дня, ровную стену 1700 метровой горы Рашмор. То, что творение будет грандиозным, не вызывало сомнения ни у заказчика, ни у воплотителя, однако оставалось неясным, какую именно картину нужно «нарисовать» на этом природном «холсте».

Каждая из сторон выдвигала собственные суждения на этот счет, однако, в конце концов, был достигнут консенсус, и 10 августа 1927 года было начато высечение колоссального барельефа со скульптурными портретами четырех президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта.

Первым из-под инструментов мастеров в 1930 году появилось лицо Джорджа Вашингтона, который олицетворяет собой рождение нации, а спустя шесть лет на горе Рашмор появилась гордо поднятая голова Томаса Джефферсона, символизирующего политическую философию.

 гора рашмор

Следом, в 1937 году, обозначился портрет воплощающего собой национальное объединение Авраама Линкольна, а чуть позже, в 1939 году, взглянул гранитными глазами на мир Теодор Рузвельт, ассоциируемый Г. Борглемом с дальнейшим развитием США.

Кстати, многие современники скульптора выражали недовольство причислением к великим демократам Т. Рузвельта, полагая, что последний занял свое место на горе Рашмор лишь из-за тщеславия Г. Борглема, который хотел продемонстрировать всем свой талант по созданию пенсне на горном массиве. Потрясенная поразительным сходством гранитных портретов с лицами прототипов и высокой идеей Национального президентского мемориала США жена Т. Рузвельта предложила с целью демонстрации равноправия полов разместить рядом с ними каменное лицо некой прославленной американки, однако скульптор вежливо отказал ей, мотивируя тем, что на горе Рашмор больше нет места.

В шутку называя этот проект «Храмом демократии», Г. Борглем задумывал создание не только каменных портретов президентов, но и вырубку внутри скалы Рашмор огромного Мемориального зала, где следовало бы хранить копию Декларации независимости, а также оригиналы иных исторических реликвий, связанных с образованием страны. По плану скульптора, в этот пещерный музей должна была вести проложенная вдоль склона широкая 800-ступенчатая лестница, берущая начало в разбитом у подножия горы большом Мемориальном парке.

гора рашмор 

Более того, под 18,6-метровыми изображениями президентов США Г. Борглем желал высечь полный текст Декларации независимости США, но на реализацию всего задуманного скульптору не хватало государственных и благотворительных средств, а также отведенных ему лет жизни.

Однако и того, что успел создать Г. Борглем, оказалось достаточным, чтобы гору Рашмор с портретами четырех президентов признали одним из ярчайших символов США — ее великолепие просматривается даже с расстояния в несколько километров.

Образующие ныне Национальный президентский мемориал США гранитные лица горы Рашмор настолько гармонично вписались в окружающий ландшафт, что порой возникает ощущение, будто бы они от начала времен были частью этой массивной глыбы.

А между тем на сотворение этого скульптурного чуда ушло 14 лет, десятки тонн динамита, сплоченная работа 400 каменотесов, в арсенале которых были лишь пневматические молотки, кувалды, клинья и гвозди.

Комментарии к статье






×