Колоссальный символ Рима

Спустя 1930 лет со дня открытия прекраснейшего римского Колизея часть ведущих в него входов приблизительно на год будут закрыты для доступа любознательных туристов, потому что мэрия «Вечного города» в 2010 году начнет реализацию проекта по реставрации данного величественного памятника.

Достояние славного римского прошлого, грандиозный Колизей заслуживает бережного отношения властей, ведь, являясь одним из нетленных символов Италии, этот древний стадион приносит ощутимый доход казне города.

 Колизей

А потому чиновники, получающие прибыль от туристического паломничества, должны быть благодарны императору Веспасиану Флавию и его сыну императору Титу, ведь первый в 72 году заложил камень в строительство Колизея, а второй в 80-м году торжественно открыл амфитеатр и объявил по этому случаю стодневные игры.

Возведенный с учетом существовавших на тот день технологий в весьма быстрые сроки, Колизей был задуман императором Веспасианом в качестве противовеса колоссальной 32-х метровой статуе Нерона, которая несколько веков соседствовала с этим монументальным сооружением.

Между прочим, до наступления средних веков Колизей был знаком общественности под названием амфитеатр Флавиев, а более распространенное «имя», по одной из версий, приобрел из-за собственных внушительных габаритов, а по второй - из-за больших размеров вышеназванной скульптуры, потому как «colosseum» обозначает «огромный».

Колизей 

Занимающий участок к востоку от Римского Форума, Колизей представляет собой ажурный эллипс, изначально имевший 4 яруса. В результате землетрясений и варварских разграблений утративший большую часть расчлененного пилястрами и квадратными окнами четвертого «этажа», Колизей в каждом из трех ярусов имеет по 80 арок, которые в первом ряду служат не только декором, но и входами. Именно по этой причине вмещающий 50 тысяч зрителей Колизей заполнялся и опустошался без суеты и давки в течение нескольких минут, тем более что для проникновения внутрь не требовались билеты, а даже наоборот: каждый входящий получал муку для выпечки хлеба, словно в подтверждение крылатому римскому выражению: «Хлеба и зрелищ!».

А древние шоу на арене Колизея устраивали с великой помпезностью и даже коварством: только за праздничные дни, приуроченные к открытию амфитеатра, в гладиаторских боях погибло несколько тысяч плененных, а также затравлено свыше 5 тысяч зверей.


Подобного рода кровожадные представления собирали в Колизее аншлаг: в огороженном защитной сеткой первом ряду восседал на мраморных скамьях римский император, а также сенаторы, консулы, жрецы и весталки; рядом выше устраивались аристократы и зажиточные горожане; далее по восходящей линии - представители среднего класса.

Колизей 

Затем мраморные скамьи сменялись деревянными лавками галерей, где сидели женщины и плебс, через головы которых за действом наблюдали иностранцы, обслуживавшие 36 лифтов рабы, а такжеморяки императорского военного флота, управлявшие огромным льняным холстом, укрывавшим амфитеатр при непогоде или зное.

Удобно расположившись в соответствующем статусу ряду, все с нетерпением ожидали начала зрелища, которое предварялось шутливым выступлением калек, карликов и клоунов, разогревалось состязанием женщин-лучниц и, наконец, взрывалось гладиаторскими боями.

Обычно для пущего эффекта гладиаторов и животных из подвальных помещений катапультировали на арену, где между ними завязывались жестокие схватки, очень редко завершавшиеся победой человека. Первоначально в роли гладиаторов выступали приговоренные к смертной казни военнопленные, которые в случае триумфа получали денежное вознаграждение, достаточное для выкупа собственной жизни.

С течением времени право на участие в кровавой бойне получили и свободные граждане Рима, которые в погоне за славой и деньгами добровольно становились гладиаторами: для этого нужно было лишь принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».


Кстати, у боровшихся в Колизее гладиаторов существовал общий так называемый кодекс чести, первым правилом которого являлось молчание, а потому все «бойцы» изъяснялись на арене лишь жестами. Согласно второй статье кодекса чести, упавший на землю и сознающий своё полное поражение гладиатор был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.

 Гладиаторы Колизея

Окончательный запрет на проведение жестоких гладиаторских боев был наложен спустя 100 лет после официального признания Римом христианства (313 г.), в то время как звери перегрызали друг другу глотки вплоть до 6 века.

В эпоху средневековья пропитанная кровью людей и животных, арена Колизея превратилась в театральную сцену, на которой разворачивались имитации грандиозных морских и наземных сражений, а также действа античных трагедий и комедий. Позже помещения Колизея использовались как квартиры для семинаристов; как местао прибежища представителей разных религиозных орденов; в качестве крепости, христианской святыни и даже каменоломни.

Во многом благодаря последнему факту мраморные плиты и блоки из травертинского камня, когда-то являвшиеся частью высокой 48,5-метровой внешней стены, стали материалом для строительства многих других римских достопримечательностей. Остановить узаконенное разграбление Колизея в 1750 году удалось папе Бенедикту XIV, издавшему соответствующий запретный указ, без которого наверняка бы продолжился разбор великого амфитеатра.

5 центов 

И тогда Колизей не стал бы символом Рима, его изображения не чеканили бы на итальянской пятицентовой евромонете, Папа Римский не вел бы к нему каждую Великую пятницу процессию «Крестный Путь», а миллионы туристов с разных стран мира даже бы и не знали о мощи и величии этого архитектурного шедевра.

Комментарии к статье
intro
16 марта, 2013 4:01
Отличная статья, историческая справка. Очень понравились прикрепленные фотографии. Всегда, одним из желаний было отправиться куда-то в путешествие. Конечно же, Рим не исключение. Поэтоу, до сих пор, просторы прекрасного старинного Рима - это мечта, которую нужно вопролить в реальность, чтобы увидеть его таким какой он есть в жизни.
 Горская
16 марта, 2013 10:23
Была в том году в Риме, ходили смотрели на колизей, это конечно неповторимое зрелище, сделали много фотографий, теперь есть что вспомнить. Мне Рим очень понравился.






×